2012 - октябрь - №125 - Соловецкий юнга

Год: 2012

Месяц: октябрь

Номер: №125

В Уржуме проживает участник Великой Отечественной войны Г.Д. Торчков. В 16 лет он ушел на фронт. Был юнгой на одном из боевых катеров Северного флота. В 1944 году его в числе других юных бойцов отправили на учебу в школу юнг, которая находилась в то время на Соловецких островах. В этой школе он освоил специальность электрика и получил звание матроса. Лишь в 1951 году завершил свою воинскую службу Г.Д. Торчков. Он награжден медалями Ушакова, «За победу над Германией», «За оборону Заполярья» и другими. Очень дорожит Геннадий Дмитриевич и нагрудным знаком «Юный участник Великой Отечественной войны». Ниже мы публикуем письмо внука Г.Д. Торчкова Якова, присланное нам из Перми.
«Как-то, будучи в Уржуме, мы с родителями узнали от дедушки о том, что летом 2012 года на Соловецких островах собираются ветераны школы юнг. Но так как здоровье у дедушки на тот момент не позволяло отправиться в столь далекое путешествие, он предложение ехать туда не принял. Ведь это примерно 2 тысячи километров в одну сторону! Прошла весна, наступило лето и отпуск у родителей. И тут папа сообщил мне, что раз дедушка не сможет поехать туда, где прошла его боевая молодость, то поедем туда мы папа, мама и я. Чтобы привезти оттуда деду частичку памяти о Соловках. Собрались быстро. И вот уже дорога петляет за окнами нашего автомобиля. Сначала привычные пейзажи Пермского края, Кировской, Костромской, Вологодской областей. Понемногу продвигаясь на северо-запад мы заметили, что окружающая природа становилась более суровой- появлялось больше болот, в лесах встречались огромные валуны, скалы. Вдоль дороги очень много красивейших озер. А населенных пунктов все меньше и меньше. И вот, наконец, мы приехали в промежуточный пункт нашего путешествия – город Кемь. Он находится на самом берегу Белого моря. Поселились в кемпинге. Погода северная – пасмурно, прохладно (+12о). А выезжали из Перми было за 30о тепла. Зато здесь очень светло – в 2 часа ночи там, как у нас в 6-7 часов вечера летом. Сразу пошли на причал посмотреть на Белое море. Вода темная, холодная, очень соленая. На горизонте сквозь дымку виднелись очертания мелких островов. У причала стоял теплоход, на котором завтра нам предстояло идти на Соловецкие острова. Наутро мы погрузились на теплоход и отчалили от причала. Путь предстоял сначала вдоль небольших каменистых поросших редкими деревьями островов, а затем в открытом море. На протяжении всего пути погода менялась неоднократно.. То затянутое низкими тучами небо вдруг расчищалось и яркое солнце согревало всех находившихся на палубе теплохода. То снова тучи почти касались мачт и, взявшийся ниоткуда сильный ветер загонял путешественников в каюты, то море спокойное, вдруг вспучивалось волнами с белыми барашками на гребнях. И вот на горизонте забрезжил берег. Все ближе и ближе. Сначала в виде тонкой полоски, затем появились очертания башен монастыря, причал, и вот Соловки предстали перед нашими взорами во всей красе. И я сразу же вспомнил фотографию с обложки книги о Соловецких юнгах, которую папа взял с собой, где была изображена та же картина. Причалив к острову, мы пересели на УАЗик и поехали на экскурсию по Большому Соловецкому острову. Дороги там практически отсутствуют. Кругом камни, вокруг густой лес. Экскурсовод провез нас по самым замечательным местам острова – ботанический сад, посаженный монахами, известными людьми, космонавтами, Путиным, патриархом Кириллом и др, построенные из огромных валунов, действующие до сих пор бани, Секирная гора с Секирно-Вознесенким скитом (церковью), вместо купола у которого – маяк (кстати, действующий), огромная крутая лестница, во времена СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) надзиратели гоняли по ней вверх и вниз провинившихся заключенных с бревном в руках. С Секирной горы открывается прекраснейший вид почти на весь остров, с его церквями, озерами, лесами… Далее наш путь лежал к точке маршрута, куда мы стремились – Савватеевскому скиту, где располагалась школа юнг. Экскурсовод рассказал и показал нам, где располагалась школа, в которой проходили занятия. И мы сразу же представили, как наш дед, совсем юный, в тельняшке и бескозырке ходил, бегал, занимался делами в те далекие военные годы вот на этой земле, на этом месте, где мы стоим. Мы, в свою очередь тоже рассказали о своем дедушке, показали фотографию деда, которую привезли с собой, где он в морской форме, бескозырке. Все, кто был с нами, очень заинтересовались нашим рассказом. А мы были горды за нашего боевого деда! По дальнейшему маршруту мы посетили Аллею юнг, где находились землянки, в которых жили юнги. Конечно, время не пощадило жилища. Сохранились лишь заросшие лесом довольно широкие ямы вдоль дороги. Рядом раскинулось красивейшее Большое Красное озеро, которое использовалось как источник пресной воды. Вода и вправду очень чистая. А дамба, отделяющая озеро от долины была сделана монахами так, что никогда не разрушалась, и служила фильтром для вытекающей речки. Так мы объехали большую часть острова. Везде стоят огромные кресты, напоминающие нам о прошлом, о событиях, которые происходили в разные времена в этих местах. И невольно проникаешься всем этим и чувствуешь течение времени. Вернувшись к причалу, мы пешком пошли осматривать сам монастырь. Размеры его впечатляют! Огромные камни, из которых сложены стены кремля, в человеческий рост. Как строили это грандиозное сооружение – непонятно?! В монастыре идет капитальный ремонт и реставрация. Здесь живут 400 монахов. В поселке рядом живут гражданские жители, которые занимаются туристическим бизнесом. Промышленности никакой нет. Есть на острове свой аэропорт, магазины, кафе. Но все это для туристов и паломников. Что и говорить – святые места. Даже климат на островах гораздо теплее, чем на других островах и в других местах Белого моря. В конце мы пришли к памятнику Юнгам Северного Флота, который установлен недалеко от Соловецкого Кремля. Это был конечный пункт экскурсии по острову. В обратный путь отправились уже вечером, на том же теплоходе. И опять море менялось на протяжении всего пути (более 2 часов). То было довольно тепло и тихо, то опять налетал шквалистый ветер и становилось очень холодно. Из глубины на поверхность поднимались многочисленные медузы, ветер приносил обрывки водорослей, кто-то увидел в море касаток. А Соловки постепенно терялись у горизонта, пока совсем не исчезли в волнах холодного Белого моря. Но память об этом незабываемом путешествии осталась в наших сердцах и фотографиях, сделанных там.
Обратный путь был уже легче, дорогу знали. С собой мы привезли северную ягоду – морошку, соленую воду Белого моря, морскую рыбу, камни с Соловецких островов. Приехав в Уржум, рассказав о поездке и показав фотографии, мы увидели, как на глазах у дедушки и бабушки появились слезы, и поняли, что не зря проделали столь далекий путь».